Как правильно распилить сувель березы

Кап и сувель березы

Необычным решением для творческих мыслях мастеров по дереву является создание декора либо сувенирных изделий, используя кап либо сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесной породы уникальностью рисунка на срезе.

Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на их почками. У него очень высочайшая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неподражаем. Годовые кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и делают уникальный набросок.

сувель, береза

Обработка капа березы своими руками непроста из-за высочайшей твердости материала. После обработки изделие припоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с темными и карими цветами.

Сувель растет на дереве из-за его заболевания либо повреждения и вырастает еще резвее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые создаются за счет его положения на дереве.

Сушка

Итак, как сушить? Способом «запаривания». Сходу скажу что этот способ подходит для маленьких кусков дерева: кое-где в половину футбольного мяча либо маленького поленца.

    Берём ненадобную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю необходимо брать конкретно ненадобную, потому что в процессе варки появляется очень хитрецкий отвар, который позже отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

Я рассматриваю конкретно берёзовый нарост, как более доступный и прекрасный. Другие наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это комфортно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку приблизительно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без различия какую, прохладную либо жаркую — всё равно закипит. В кастрюльку можно набросать деревяк сколько не жаль, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

Берём поваренную соль, какую не жаль. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 огромные столовые ложки
с верхом соли. Можно и больше, сколько не жаль, ничего ужасного, перестараться нереально. Главное чтобы вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (конкретно чистую, а то будет тошно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

Находим опилок смолистых пород древесной породы. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам необходимо две массивных горсти опилок (опилки загребаем 2-мя руками). Конкретно опилок, а не стружек от обычного ручного рубанка. Стружки подходят от электрорубанка (можно раздобыть на наиблежайшей лесопилке либо настрогать самому). Я их всегда и использую. Они довольно маленькие и их обычно можно много и просто получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки дадут сувели приятный охристый цвет. От лаского розово-жёлтого до охристо-коричневого. Также смолы добавят древесной породе прочности и проявят текстуру.

Когда вода закипит, убавляем огнь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода кипит и пузыриться. Но глядеть необходимо, чтобы вода не выкипела стопроцентно. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем при необходимости. В процессе варки появляется красноватый «бульончик». И накипь. Накипь лучше сходу удалять. Она отмывается очень трудно.

Прошло 6-8 часов (зависимо от размеров кусочка дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
вываливаем за ненужностью, но можно бросить и на последующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза зависимо от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время понижается до 4-6 часов.

При последней варке необходимо быстро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно. Жарко. Используйте перчатки!

Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ‘»ривыкнет» к атмосфере. После конечной просушки дерево станет схожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Аромата стороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

В процессе ускоренной сушки древесной породы необходимо держать в голове, что могут отразоваться маленькие трещинкы, и потому необходимо давать
припуск на их удаление в следующей обработке.

Ещё раз припоминаю, что огромные кусочки так сушить нельзя. Треснут. Непременно. Испытано.

  • После окончательного привыкания дерева к атмосфере, исполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап лучше маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, «заиграет», что именуется, проявиться вся его внутренняя краса.
  • Если возникнут вопросы либо какие-то уточнения по поводу вышеперечисленной технологии, отвечу по мере сил и способностей.

    DaShiftman › Блог › Моддинг. Флешка из березовой сувели. часть 1.

    Всем привет! Начну понемногу писать в блог, т.к. в свободнок время увлекаюсь моддингом, то решил, что 1-ый пост будет конкретно этот, кто то наверное уже лицезрел этот пост в тырнете, а именно те кто бывает на веб-сайте моддинг ру, потому лисапед выдумывать не стану и просто скопипастю сюда свою работу.

    Т.к. живу в Сибири то преобладающие породы у нас — береза, ель, сосна, лиственница. Тормознул на использовании березового капа либо сувели. Точно обусловился уже позже, когда к родителям в село приехал, а они как раз березовые дрова заготовляли, и вот на одной чурке был превосходный нарост, который с папой с трудом спилили бензопилой (уж больно уплотненная древесная порода была).
    Привез домой в город, прочел как в кратчайшие сроки высушить древесную породу и по способу «Сержанта» начал действовать. Закинул в старенькую дюралевую кастрюлю, насыпал соли до таковой степени чтоб уже просто не растворялась, опилок хвойных пород не было, зато были маленькие осколки от брусочков ели, наломал, порезал помельче закинул, варил, чтоб только только вода закипала, часов 8.

    Сувель

    Сувель (свиль) — как ясно из наименования, нарост получил заглавие из-за собственной структуры. «Витая структура»,

    это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный либо шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, обхватывает древесный ствол по периметру), вырастает обычно резвее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа; в дальнейшем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве делают красивую переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера орешка до 1,5 метров в высоту (сам таковой лицезрел на берёзе ) и до 2 метров в поперечнике (кольцевая сувель, обхватывала древесный ствол на сто процентов).

    В Ватикане стоит купель существенно больше метра в поперечнике, вырезанная из одного кусочка сувели. Сам посиживал в один прекрасный момент в кресле, вырезанном из сувели. Отлично держит узкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

    Более ценной считается корневая либо комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и верно выраженных перекрученных годичных колец. Это притча. Прекрасно, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более узкой текстурой и поболее узким «морозным» рисунком. И поболее светлой древесной породой. По прочности комлевая сувель мало превосходит ствольную из-за особенности строения древесного ствола. Сувель высокопрочна, красива, просто полируется и шлифуется. Отлично просушенная и обработанная начинает «светиться» изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться схожим на янтарь и даже малость прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого либо розовато-коричневого до совершенно охристо-коричневого. Всё находится в зависимости от критерий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

    Как видно, сувель на кап не похож совсем.

    Чага — это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

    Обработка

    Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и увлекательное для хоть какого спеца, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних критериях сумеет не каждый. Для этого нужно потренироваться на наименее ценной древесной породе.

    Необходимо уHonor, что заготовка для глубочайшей посуды из сувеля либо капа, делается еще до момента сушки. Другими словами вырезается нужное углубление и придается заблаговременно обмысленная форма. Потом заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

    Заготовка

    Где находить наросты. Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они вырастают спонтанно, и самые прекрасные наросты найдёт самый глазастый и настойчивый. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и далее обегал лес, тому и больше досталось.

    Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. По другому пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

      Если нарост является «стволообъемлющим» либо капокорнем, то вернее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили лучше получать при законных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.

    Спиливать наросты лучше в сухое время года, совершенно в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.

  • Не забываем замазать срез на дереве алкидной краской либо воском, либо кое-чем схожим.
  • Сушка

    Для того, чтоб заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, нужно ее высушить равномерно. Высушить сувель либо кап березы в домашних критериях можно несколькими методами.

    • Выварка в воде с поваренной солью. Таковой метод подходит для маленьких кусков березы. Заготовка очищается от всех ненадобных наростов, лохмотьев и грязищи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды необходимо 2 ст.л. соли. Потом, в воду нужно добавить смолистые опилки, которые в конечном итоге дадут изделию колер охры. Кипятить нужно 6-8 часов, потом осторожно вытащить и помыть заготовку под проточной водой. Через двое суток функцию варки необходимо повторить, но уменьшить время кипячения на пару часиков. Через двое суток процесс кипячения необходимо по мере надобности повторить, убавив время еще на пару часиков. После чего вытащить из кипяточка и ободрать на жаркой заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Таковой способ подходит только для заготовок малеханьких размеров!
    • Заготовки более больших размеров сушатся подольше. Ни при каких обстоятельствах при домашней сушке нельзя вносить заготовку в сухое помещение. Приготовленные спилы необходимо покрыть краской либо олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при всем этом должна быть около 10-15 градусов. Потом их можно убрать в помещение, где они досохнут совсем и будут готовы к обработке приблизительно через полгода.

    Текстура

    Кап и сувель березы отличаются собственной текстурой от хоть какой другой древесной породы. Неподражаемые узоры на срезе можно разъяснить процессом образования.

    Заготовка и быстрая сушка березового сувеля и капа

    Кап растет на березе по различным причинам:

    • Под корой начинает зарождаться почка, но из-за твердости коры не может ее пробить. К почке поступают питательные элементы, за счет которых образуются придаточные почки. Их развитие и невозможность пробиться, образуют нарост на дереве.
    • Механические повреждения, причиненные человеком, животными, насекомыми либо природными явлениями, тоже могут стать предпосылкой остановки обычного развития почки. Но она стремится к жизни, невзирая на свою деформацию и образует новый нарост на стволе.
    • На месте возникновения почки, дерево дает все свои силы развитию капа из-за микробов, грибов либо поздних вешних заморозков.

    Понимая схему образования капа, который вырастает очень медлительно, но с возрастом становится больше, можно представить, что набросок создаваемый приростом древесной породы и придаточными почками будет воистину уникальным. Капы, выросшие на стволах, имеют более витиеватую и выраженную структуру, чем прикорневые.

    Годовые кольца перекручены и переплетены с сердцевинами отростков. Набросок на срезе сходу не виден. Он проявляется только после того, как древесную породу обработают средством шлифования, полировки и тонирования. Изделия из капа после обработки имеют различные цвета и отливают перламутром. Узоры напоминают малахит.

    Сувель имеет структуру, отличающуюся от капа, но по-своему уникальную и неповторимую. Изображение на срезе сувеля припоминает волны, полосы, пятна либо извивы. Таковой набросок выходит из-за неровного образования колец древесной породы, вследствие заболевания дерева либо механических повреждений.

    Гладкая и мягенькая поверхность сувеля легче поддается обработке. Готовые изделия из этого материала поражают своим сиянием и многообразием орнаментов, напоминающих поверхность мрамора.

    Обработка

    Обработка капа березы своими руками – занятие творческое и увлекательное для хоть какого спеца, увлекающегося деревообработкой. Высушить кап березы в домашних критериях сумеет не каждый. Для этого нужно потренироваться на наименее ценной древесной породе.

    Необходимо уHonor, что заготовка для глубочайшей посуды из сувеля либо капа, делается еще до момента сушки. Другими словами вырезается нужное углубление и придается заблаговременно обмысленная форма. Потом заготовка сушится, через полгода ее можно достать и доработать до совершенства.

    Заготовка

    В природе сувель встречается еще почаще капа. Повстречать деревья с такими поражениями можно в лиственных либо смешанных лесах, расположенных как в сухой, так и в болотистой местности. Нужно учесть, что спил сувеля либо капа на возрастающей березе, может повлечь ее смерть. Потому после спила материала, нужно замазать живой слой варом.

    READ  Регулировка Карбюратора Бензопилы Makita

    На погибших деревьях образования бывают уже поражены гнилостью и не годятся в создание. Потому отыскать подходящий материал для заготовки тяжело. Делать это лучше посреди озари.

    Узнать по виду образования, каким оно будет на срезе нельзя. Но чем кривее и извилистее сувель и чем больше прутиков на капе, тем, предположительно, будет насыщеннее узор. Работать с таким материалом труднее, но увлекательнее.

    Спилить сувель и кап достаточно трудно, цепи тупятся стремительно, потому нужна не плохая заточка инструмента. Можно спилить ножовкой либо лучковой пилой, но это востребует много физических усилий.

    Березовый сувель имеет разную текстуру при срезе. Она может быть ярко выраженной либо совсем не видна. Сувель с текстурой, которую плохо видно обычно обладает более высочайшей прочностью. Но никогда не угадаешь по виду нароста, что в нем находится полость либо прекрасный витиеватый извив.

    Древесный сувель

    Сувелем именуется нарост на березе либо другом лиственном дереве, который создается в два либо трижды резвее роста дерева. Спровоцирован он, в большинстве случаев, заболеванием, которую именуют древесной раковой опухолью. Причина его возникновения до конца еще не исследована.

    В народе эти образования именуют древесной костью. Такое заглавие происходит из-за изображения на срезе, которое повторяет разводы мрамора, а в тонких местах припоминает кость.

    Нередко мещанины путают кап либо сувель с другими образованиями. Больше всего кап путают с чагой. Отличие чаги от капа на березе состоит в том, что чага — это не нарост, а гриб, который растет на стволе, после попадания его спор в покоробленную кору.Чагу можно срезать с дерева хоть какими средствами находящимися под рукой, а вот кап будет трудно срубить даже топором из-за его высочайшей плотности.

    Обработка капа и сувеля доставляет наслаждение мастерам по дереву, хоть занятие это не из легких. Кап в особенности труден в обработке, но картинки, которые открываются при шлифовке материала, поражают уникальностью и многообразием.

    Кап и сувель березы совершенно подходят для сотворения декоративных изделий. Благодаря их уникальной текстуре, нет необходимости создавать резные узоры. Потому из их делают цельные поделки и декорации — все то, что отлично смотрится в полированном состоянии.

    Сушка

    Для того, чтоб заготовка не расслоилась и не разрушилась, высыхая естественным образом, нужно ее высушить равномерно. Высушить сувель либо кап березы в домашних критериях можно несколькими методами.

    • Выварка в воде с поваренной солью. Таковой метод подходит для маленьких кусков березы. Заготовка очищается от всех ненадобных наростов, лохмотьев и грязищи и помещается в воду, которая должна быть выше на 2 см. На 1л. Воды необходимо 2 ст.л. соли. Потом, в воду нужно добавить смолистые опилки, которые в конечном итоге дадут изделию колер охры. Кипятить нужно 6-8 часов, потом осторожно вытащить и помыть заготовку под проточной водой. Через двое суток функцию варки необходимо повторить, но уменьшить время кипячения на пару часиков. Через двое суток процесс кипячения необходимо по мере надобности повторить, убавив время еще на пару часиков. После чего вытащить из кипяточка и ободрать на жаркой заготовке остатки коры. Через 2-3 недели материал готов к обработке. Таковой способ подходит только для заготовок малеханьких размеров!
    • Заготовки более больших размеров сушатся подольше. Ни при каких обстоятельствах при домашней сушке нельзя вносить заготовку в сухое помещение. Приготовленные спилы необходимо покрыть краской либо олифой. При правильной сушке, высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура при всем этом должна быть около 10-15 градусов. Потом их можно убрать в помещение, где они досохнут совсем и будут готовы к обработке приблизительно через полгода.

    Кап и сувель березы

    Необычным решением для творческих мыслях мастеров по дереву является создание декора либо сувенирных изделий, используя кап либо сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесной породы уникальностью рисунка на срезе.

    Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на их почками. У него очень высочайшая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неподражаем. Годовые кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и делают уникальный набросок.

    Обработка капа березы своими руками непроста из-за высочайшей твердости материала. После обработки изделие припоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с темными и карими цветами.

    Сувель растет на дереве из-за его заболевания либо повреждения и вырастает еще резвее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые создаются за счет его положения на дереве.

    Применение капа и сувеля

    Благодаря верно выполненной сушке, получаются прекрасные и уникальные поделки из капа березы. Самые пользующиеся популярностью изделия из капа и сувеля — это посуда сделанная руками мастеров, древесные декорации, разные статуэтки, подставки, шкатулки, сувенирные декорации, серьги, браслеты и т.д.

    Такие изделия очень длительно пахнут деревом и не теряют собственный внешний облик, даже при продолжительном использовании. Только реальный живописец и мастер собственного дела может сотворить из обычного кусочка дерева истинное произведение искусства!

    Как правильно варить?

    Этим методом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем либо другим методом можно придать древесной породе подходящий колер, ускорить сушку либо проявить имеющийся набросок. От этого будет зависеть внешний облик изделия из сувеля березы.

    • В кастрюлю укладывают заготовки, за ранее очищенные от коры. Дальше заливают водой таким макаром, чтоб она покрывала древесную породу на 2-3 см. Потом добавляют 2 ст. ложки большой соли на литр воды и ставят на огнь. Кроме этого в раствор добавляют хвойные, березовые либо ольховые опилки. Они присваивают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
    • После того как вода закипит, огнь делают неспешным и варят материал 4 часа, если заготовка большая. 6 часов. Потом жидкость сливают и оставляют древесную породу подсыхать. На 2-ой и 3-ий денек процесс необходимо повторить. В итоге должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
    • Варка в солевом растворе обоснована обычной физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость просачивается в материал и обезвоживает его. Это происходит методом вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В итоге происходит диффузия воды и сувель высушивается. После варки древесную породу оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На последующий денек бумага должна быть чуток мокроватая, сувель можно бросить досыхать в естественных критериях. При желании можно очередной денек подсушить материал при помощи газеты.

    Как собрать сувель?

    Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают наростов на деревьях. Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.

    Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.

    Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.

    Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.

    Пилим сувель берёзы в лесу

    Черновая обработка

    Перед тем как приступить к работе, важно определиться с видом будущего изделия. Если поделка из сувеля березы будет вертикальной (например, ваза, подсвечник), то лучше делать спил в этом направлении и сразу формировать дно изделия. При изготовлении чаши, шкатулки, блюда внутреннюю часть выбирают сверху вниз. Удаляют лишнюю древесину, двигаясь от стенок к центру под углом 45°. Оптимальным вариантом будет использование полукруглой стамески или дрели.

    Обратите внимание: не стоит слишком истончать стенки. При высыхании они могут стать ломкими или растрескаться. Как правило, изделия с достаточной толщиной бортов смотрятся красивее, добротнее и служат дольше.

    После предварительного придания формы древесину оставляют еще на 1-2 дня на открытом воздухе вдали от прямых солнечных лучей (или в помещении, снова обернув газетой). После этого приступают к следующему этапу.

    Как сушить сувель березы?

    От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

    Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева. Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

    Чистовая обработка изделия

    Поскольку каждый кусок материала уникален по своей природе, перед тем как приступить к чистовой отделке, необходимо его тщательно осмотреть. Возможно, сучок, который изначально хотелось удалить, будет изюминкой готового изделия, например ручки из сувеля березы.

    Во время чистовой отделки убирается угловатость форм материала с целью приблизить его к законченному виду и раскрыть структуру дерева. Если в процессе обработки выявятся природные недостатки или мелкие трещины, их придется заделывать смесью опилок и клея. В худшем случае нужно будет отступить от первоначальной задумки и видоизменить изделие.

    После завершения внутренней и внешней обработки сувеля приступают к зачистке шероховатостей. Делать это можно скребком, проволочной щеткой, рашпилем. Движения должны быть частыми и мелкими, чтобы не испортить материал. В завершение выполняется шлифовка дрелью со специальными насадками. Если таковой не имеется, обрабатывают вручную шкуркой, второй вариант даже больше приветствуется. Начинать нужно с крупной (пятерки), затем по убывающей переходить к самой мелкой зернистости.

    Готовое изделие очищают от пыли, тонируют при необходимости. По желанию можно покрыть древесину лаком, натереть воском или горячей олифой. Процесс работы со свилями очень долгий и трудоемкий, именно поэтому изделия из него имеют высокую стоимость. Цена сувеля березы варьируется от 100 руб. за обработанный брусок размером 120×40×30 мм до 200 руб. за килограмм спиленного сырья.

    От чего зависит внешний вид?

    Цветовая гамма материала зависит от породы и условий местности произрастания древесины. Например, если сувель березы срезан в заболоченной местности, вероятнее всего, его цвет будет темный с зеленоватым оттенком.

    А если он найден на комлевой части (10-20 см под землей или 10-20 см над поверхностью почвы) и покрыт мхом, чаще всего будет иметь темно-коричневый окрас с розоватыми прожилками либо желтовато-золотистый фон с темными годовалыми кольцами.

    Удивительное явление

    При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

    Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже. темно-коричневый с болотным отливом.

    Сувель березы: особенности, применение и заготовка

    Сувель березы, или, как его часто называют в народе, древесная кость. уникальное природное образование, которое представляет огромную ценность для мастеров. После обработки из этого материала резчики изготавливают красивейшие деревянные изделия. В статье рассмотрим, что такое сувель березы, для чего используется.

    Ускоренная сушка

    Здесь мы подошли к вопросу зачем варить сувель. Вываривание в солевом растворе — один из способов, который помогает быстро вывести влагу из деревянной заготовки, сведя к минимуму вероятность ее растрескивания. То есть, это своеобразная технология стабилизации. Теперь о том, как варить кап и сувель. Но начнем немного издалека. Еще в 2005 году пользователь одного из оружейных форумов под ником Serjant поделился своим способом ускоренной сушки сувеля. Сам метод оказался настолько удачным, что до сих пор в разных вариациях его пересказывают по всему интернету, а старожилы так и называют его: «сушка по методу Сержанта». Максимально кратко пересказываем его суть:

    • Целую заготовку укладываю в емкость и заливают водой так, чтобы она покрывала деревяшку на 2-3 см. Нарост желательно предварительно очистить от коры для лучшего проникновения солевого раствора.
    • В воду добавляют соль из расчета 2 столовые ложки (с горкой) на один литр.
    • В классической версии автор предлагает также добавить в воду опилок смолистых пород. Этого можно не делать. Отвар с опилками действительно придает заготовке приятный охристый оттенок, но только сверху. Внутри текстура остается обычной.
    • Емкость ставят на огонь и варят кап на медленном огне 6-8 часов, периодически подливая воду и добавляя соль.
    • После варки заготовку просушивают один-два дня. Не нужно использовать никаких обертываний в газеты. Придерживайтесь стандартных правил атмосферной сушки о которых говорилось выше: используйте рейки-проставки, спрячьте заготовку от солнца, обеспечьте естественный обдув.
    • Цикл варки-сушки повторяют 2-4 раза в зависимости от размеров заготовки. Суммарно вываривание должно занимать не менее 12 часов.
    • После последней варки заготовку сушат на протяжении одной-двух недель.
    READ  Как Снять Привод Цепи На Бензопиле

    Нельзя сказать, что этот способ такой уж быстрый. Да и хлопот он требует немало. Но такая стабилизация — не год-полтора атмосферной сушки. Также с варкой можно меньше переживать по поводу трещин. Соль эффективно вытесняет не только свободную, но и связанную влагу, которая находиться в клетках дерева. Таким образом обеспечивается глубокая, быстрая и главное равномерная просушка заготовки. Дерево стабилизируется с минимальным дисбалансом внутренних напряжений, благодаря чему риск образования трещин ощутимо ниже.

    Как высушить кап без трещин. Два способа

    Кто работает с каповой древесиной хорошо знают, что самое сложное при работе с этим материалом — не найти, и даже не спилить желанный нарост, а правильно его высушить. Так чтобы заготовка не оказалась безнадежно испорченной плесенью, короблением или сквозными трещинами.

    На всякий случай напомним: с древесиной можно работать только в сухом состоянии. Влажность заготовки должна доходить хотя бы до 15%, еще лучше — 10-12%. Это важно для любого вида обработки: точения, резьбы, столярки. Сырая древесина плохо обрабатывается и почти гарантированно преподносит «сюрпризы» в виде растрескивания, коробления и даже заплесневения. В общем, дерево нужно сушить, и кап или сувель — не исключение.

    Несложно догадаться, что из-за аномальной структуры волокон сушка древесных наростов существенно отличается от обычных пиломатериалов. Внутренние напряжения здесь намного сильнее, а характер их проявления совершенно непредсказуем. Из-за этого заготовки часто идут глубокими трещинами, а то и вовсе раскалываются на части.

    Сразу скажем, 100% работающей схемы, которая поможет избежать досадных последствий сушки, нет. Каждый кап или сувель непредсказуем. Плюс многое зависит от размеров наростов, породы дерева, время спила. Тем не менее, мы остановимся на двух наиболее эффективных способах, как высушить березовый и любой другой кап без трещин.

    Где найти ценные наросты

    Капы и сувели встречаются на всех породах, но в большей степени к их образованию склонны лиственные деревья. В наших широтах такие наросты чаще всего встречаются на березе, причем всех ее видах. Склонными к капообразованию также считаются клен, рябина, грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз. Но, повторимся, это не значит, что на других лиственных деревьях их не бывает.

    У хвойных пород способность к образованию наростов значительно ниже. С большей вероятностью их можно встретить на ели европейской, сибирской лиственнице и некоторых других хвойных породах. Сосновая сувель уступает по красоте наростам лиственных деревьев, а вот мороки с заготовкой и обработкой здесь намного больше, из-за высокого содержания смол и склонности к растрескиванию.

    Отправляться искать капы лучше с апреля по май. Во-первых, в это время лес еще не покрылся зеленью и хорошо просматривается на предмет наростов. Во-вторых, именно в этот период в деревьях начинается активное сокодвижение, благодаря чему кора со спиленного нароста снимается намного легче. Это актуально в первую очередь для капов, которые, как мы уже выяснили, отличаются коническими выпуклостями, усложняющими съем мощной коры.

    Но заготовка капов весной предполагает и некоторые сложности. Прежде всего в это время древесина сильно насыщена влагой и пилить ее тяжелее. Во-вторых, кап или сувель с избыточной влажностью могут преподнести много «сюрпризов» в процессе сушки: от сильного заплесневения до сложных сквозных растрескиваний, которые безнадежно испортят ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают отправляться на поиск капов в сентябре-октябре, когда интенсивность сокодвижения в деревьях снижается.

    Тем, кто настроен серьезно, лучше завести знакомство с лесниками и договориться о поставках материала. Здесь нужно понимать следующее. По меркам промышленной деревообработки капы и сувели расцениваются как брак. Из них не делают погонаж, а леска для изготовления, например, того же шпона есть далеко не на всех предприятиях. Также капы не используют в качестве дров — они не податливы в обработке и больше тлеют, чем горят. Конечно, скорее всего лесник понимает, с чем он имеет дело. Но если человек сам не занимается резьбой или точением, он вряд ли будет подготавливать и хранить габаритные заготовки. В итоге капам и сувелям в ходе лесозаготовки нередко уготовлена участь обычных отходов, так что договориться о поставках на взаимовыгодных условиях обычно несложно.

    Еще одна рабочая схема — поиск наростов в отходах санитарных вырубок. Кронирование деревьев во дворах, скверах, вдоль дорог является систематической процедурой в большинстве крупных городов. Этим можно пользоваться. Тем более найти общий язык с коммунальщиками часто куда проще, чем с теми же лесниками. Осмотрев отход и найдя ценный нарост, скорее всего, вы без проблем договоритесь, чтобы его отпилили прямо на месте.

    Сувель

    Сувель — это наросты без спящих почек. Иногда такие образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет он в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.

    Отличить сувель от капа довольно просто. Из него не пробиваются ни мелкие веточки, ни почки. Под мощным слоем коры поверхность совершенно гладкая, без конических выпуклостей, как у капа. Всю красоту текстуры здесь формирует хаотичная свиль из переплетенных волокон. Она не просто идет легкими волнами, как в некоторых породах деревьев, а сбивается в плотные складки, пучки, жгуты. Вся красота рисунка усиливается благодаря особому отливу, который напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. У капа столь выраженных переливов нет.

    Сувель сильнее меняет внешний вид после отделки. Например, при глубокой пропитке бесцветными маслами и тщательной полировке древесина приобретает особую «костную» текстуру. Из-за этого сувель иногда даже называют древесной костью. В некоторых породах после обработки свилеватые прожилки буквально насквозь просматриваются через структуру материала. Этот эффект очень ценят ножевые мастера: чаще всего они делают ручки для ножей из сувеля березы, грецкого ореха, ясеня.

    Плотность сувеля ниже, чем у капа. При этом она на порядок превосходит твердость стволовой древесины. Обработка сувеля березы и других пород требует определенных навыков, поскольку, как и кап, это не самый податливый материал. Но несмотря на все трудности работать с ним — ни с чем несравнимое удовольствие. Сувель всегда с загадкой: невозможно предугадать какой удивительной красоты рисунок обнажиться после очередного прохода резца.

    Естественная сушка

    Здесь речь идет о стандартной атмосферной сушке, но со своими незначительными особенностями. Общий алгоритм действий примерно такой.

    • Место спила (тыльную сторону капа или сувеля) замазывают импровизированным герметиком. Это может быть масляная краска или, например, клей ПВА. Это нужно для того, чтобы замедлить ускоренный выход влаги через торец. Быстрое высыхание приводит к резкому дисбалансу внутренних напряжений и увеличивает риск трещин. Таким образом, в случае с атмосферной сушкой жертвуют временем в пользу стабильности деревяшки.
    • Место, где будет сохнуть заготовка, должно хорошо продуваться. Одновременно с этим нужно обеспечить защиту от прямых солнечных лучей и воздействия влаги. Плюс не должно быть сырости. С весны по осень такие условия проще всего обеспечить на улице, сделав для сушки импровизированный стеллаж с защитным настилом. Это особенно актуально, если заготовок много.
    • Под каждую заготовку лучше подложить две квадратные рейки-проставки, так чтобы воздушные потоки смогли обдувать ее со всех сторон. А вот на период зимы капы и сувели все же лучше переносить в закрытое помещение.

    Атмосферная сушка — процесс небыстрый. И это основной его недостаток. На высыхание заготовки среднего размера до 15-17% уходит примерно год. При этом на протяжении всего периода сушки нужно внимательно следить, чтобы на древесине не появлялось очагов биологической активности. Пресечь эту проблему помогает своевременное антисептирование, о котором мы подробно рассказывали в отдельной статье. Но после такой обработки по понятным причинам лучше не использовать капы для изготовления ложек, блюд, разделочных досок и другой посуды.

    Чем отличается кап от сувеля. Где найти, как заготовить и высушить без трещин

    Кап и сувель имеют схожую природу, но это не одно и то же. Они отличаются структурой, фактурным узором, особенностями формирования и рядом других моментов, которые мы собрали в этой таблице.

    В народе кап называют «ведьмин веник». В нем, действительно, есть что-то отталкивающее, но только если не знать, какое чудо природа скрыла под мощным слоем коры.

    Расположение на дереве
    В отличие от сувеля капы встречаются редко. Обычно они возникают на стволах деревьев или в прикорневой части. Намного реже формируются на ветвях. Прикорневые наросты (капокорень) имеют уплощенную форму, в то время как стволовые или комлевые больше напоминают шар, чаще ассиметричного вида. Как правило, капы располагаются с одной стороны ствола в виде характерного наплыва; реже встречаются наросты, охватывающие дерево по всей окружности. Встречаются как единичные экземпляры, так и целые каповые колонии, покрывающие ствол дерева небольшими группами.

    Формирование и структура
    Принципиальное отличие капа от сувеля в структуре. Если посмотреть на кап в разрезе, он будет наполнен небольшими древесными узелками — это так называемые спящие почки. В то время как сувель — это просто деформированные и хаотично переплетенные годовые кольца. Таким образом каповый нарост представляет своего рода резервный пучок нераскрывшихся почек, созданный природой про запас. Зачем именно? На этот счет у дендрологов нет единого мнения.

    Под мощным слоем коры кап и сувель практически неотличимы друг от друга. Единственное, что может выдать кап — небольшие зеленые веточки, растущие на его поверхности. Это часть тех самых спящих почек, только по какой-то причине активизировавшихся. Без коры разница между капом и сувелем становится очевидной. Поверхность капа покрыта конусообразными выпуклостями, в то время как сувель абсолютно гладкий.

    Размеры
    Размеры капов сильно разнятся: от наростов с грецкий орех до поистине гигантских образований. Самый крупный из задокументированных капов на территории России был обнаружен на березе плосколистной, выросшей на Сахалине. Его высота составляла 1,4 м, а длина окружности 10,8 м. Размеры капов зависят от расположения на стволе и породы дерева. Более крупными традиционно считаются прикорневые капы, но их добыча превращается в непростую задачу и невозможна без спила дерева. Крупные капы, весом 300 кг и более, чаще можно встретить на грецком орехе, березе пушистой, монгольском дубе. Растут они в 3-4 раза медленнее сувеля и попадаются очень редко.

    Текстура
    Каповая древесина имеет характерную текстуру, благодаря которой ее также довольно просто отличить от сувеля. На каповом срезе спящие почки как бы обернуты в многочисленные слои древесных волокон. Такие узелки чем-то схожи с фактурой «птичьего глаза», но в капе они не распределены столь равномерно. Здесь все хаотично: почки сливаются между собой, проникают друг в друга, на одних участках отсутствуют, а на других скапливаются очень плотно. Все это создает сложные кружевные абстракции, чем-то напоминающие узор малахита.

    Птичий глаз (свиль клена) и текстура капа

    Чем больше спящих почек, тем сложнее и богаче рисунок древесины. В крупных капах почек меньше, поэтому их текстура ближе к сувелям.

    Биологическая роль капов
    И капы, и сувель нередко называют болезнью. Такая позиция не совсем научна, но и однозначно ошибочной ее назвать нельзя, как минимум потому, что биологическая роль наростов до сих пор не ясна. На этот счет существуют разные гипотезы. Например, кап рассматривают как резервный запас почек, из которого может регенерироваться дерево, например, в случае засухи или при частичной утрате кроны. Также есть мнение, что наросты повышают механическую прочность ствола, защищают его от повреждений или препятствуют попаданию внутрь болезнетворных агентов. Предположений много, и все они в разной степени убедительны. Тем не менее большинство дендрологов сходятся в том, что способность деревьев к капообразованию не имеет четкой функции — это своего рода побочный эффект эволюции, который когда-то имел более важное значение, чем сейчас.

    Заготовка

    С наростами на поваленных деревьях все относительно просто: их спиливают вместе с участком ствола, и уже дома в спокойной обстановке решают, на что пойдут заготовки и каким образом рациональнее раскроить массивную чурку. Но найти поваленное дерево с ценным наростом — это сродни выигрышу в лотерею.

    Куда чаще кап и сувель приходится выпиливать из растущего дерева. Делать это бензопилой — весьма варварский метод. Да и прогулки по лесу с таким аксессуаром могут вызвать много недопонимания при встрече с лесником.

    Наиболее деликатный и в то же время эффективный метод — использование лучковой пилы. Отдельно отметим важность качественного полотна с правильным разводом зубьев. В противном случае пила будет клинить и увязать в «лохматящейся» каповой древесине, что превратит и без того непростое пиление на весу в настоящее испытание.

    Второй инструмент, который не будет лишним — небольшой топорик: им аккуратно подрубывают кору вокруг нароста. На толстых стволах лучше пилить строго по касательной. Это уменьшает полезный размер заготовки, но позволяет избежать безнадежного заклинивания полотна в процессе пиления. На относительно тонких деревьях леску распила можно слегка углубить в сторону ствола. Естественно, закладывать дугу лучше в пределах разумного, особенно, если вы все-таки взялись за бензопилу.

    READ  Как Поменять Диск На Циркулярной Пиле Интерскол

    Семь потов сошло, и желанный кап наконец-то спилен. Теперь самое важное! Нужно закрыть рану на дереве, чтобы не дать ему погибнуть. Для замазывания часто советуют использовать садовый вар или обычную глину. Это рабочие способы, но недостаточно надежные (особенно глина). Лучше замазывать место спила масляной краской.

    Для чего нужен березовый кап и сувель. Особенности обработки

    Резьба по сувелю и капу сильно отличается от работы с обычной древесиной. Здесь нужны особые навыки и понимание этого нестандартного материала. Привычный богородский нож или резчицкий косяк уже мало чем помогут. Высокая плотность и хаотичное расположение волокон усложняют обработку ручным инструментом. Перед этим материалом пасуют даже острые стамески. Поэтому обработку древесных наростов сегодня чаще проводят с использованием электрического инструмента. Проработку мелких деталей в поделках и других декоративных изделиях делают дремелем, со всевозможными коронками, небольшими дисками, борфрезами.

    Что можно сделать из капа и сувели

    Древесные наросты широко применяют в декоративном и прикладном искусстве. Существует даже отдельное направление художественного промысла — корнепластика. Из капа и сувеля делают изящные шкатулки, сигаретницы, бижутерию и многое другое. Тот же капокорень традиционно считается лучшим материалом для изготовления курительных трубок.

    В промышленной деревообработке капы используют главным образом для изготовления шпона. Также им инкрустируют мебель: изголовья кроватей, столы, буфеты и другие предметы. Особенно ценят этот материал оружейники: кап и сувель — лучший материал для ножевых накладок и ружейных лож.

    Отельное направление каповой обработки — создание посуды и токарных изделий. Точение особым образом раскрывает красоту и без того уникальной структуры этого материала.

    Чаши, тарелки, блюда и другие токарные изделия выглядят как полноправные произведения искусства, дизайнером которых выступила природа, а скульптором — человек.

    Из древесных наростов изготавливают и традиционную посуду. Например, знаменитая кукса — финская чаша, сопровождающая жителей севера всю жизнь и являющаяся своеобразным оберегом — вырезается из капа березы.

    Отдельного упоминания заслуживают разделочные доски: они настолько неповторимы в своей красоте, что пока не используются как утварь, служат самодостаточным дизайнерским декором.

    Чем отличается от капа?

    Сначала стоит сказать, что такое кап. У него тоже есть альтернативное народное название – «ведьмин веник». Это образование, в отличие от сувеля, имеет доброкачественную природу. На березовом стволе или веточке вырастают узелки. Это не какой-то шар или большая капля, а узелковое образование, с множеством шишечек, которые создают спящие почки (либо придаточные). Эти образования напоминают то ли шипы, то ли бугорки. Неудивительно, если на капе, прямо из его нутра, будут расти мелкие побеги и небольшие веточки. Со свилем это исключено.

    Различия между этими образованиями существенны.

    Например, кап – редкая и удачная находка. Считается, что обнаружить его можно на одном из 3-5 тысяч деревьев. Сувель найти проще. На березах чаще люди находят прикорневой кап, и он тоже может быть впечатляющих размеров. Обрабатывать кап не так просто, как сувель, все же бугорки, шишечки и шипы дают о себе знать. Но вот со шлифовкой и полировкой проблем возникнуть не должно.

    Древесина у сувеля не так прочна, как у капа. Она крепче как минимум вдвое, нежели у той березы, на которой кап вырос. Из капа чаще делают портсигары и шкатулки, серьги, браслеты, заколки, мелкий декор. А вот резной узор на капе не создают никогда (ну, может быть, только отчаянные экспериментаторы), ведь он будет лишним.

    Фактура и текстура этого редкого древесного элемента не нуждаются в избыточном декоре.

    Особенности заготовки

    Искать необычную выпуклость нужно, конечно же, в лесу. И кап, и свиль, кстати, очень часто путают с древесным грибом. Его название даже запомнить сложно – Инонотус скошенный. Но если говорить проще, это то, что люди называют чагой.

    Такой гриб растет на березе, и его встретить на дереве можно чаще, чем сувель и тем более кап.

    Вот несколько советов по поиску и заготовке свиля.

    Спиливание свиля оптимально осенью (как и капа, впрочем). Если они уж очень корявые, осенняя заготовка особенно уместна.

    Спиливать нарост непросто – возможно, придется привлечь для этого бензопилу. Правда, и тут может возникнуть проблема – цепи пилы быстро тупятся под действием упрямого, очень прочного нароста.

    При отсутствии бензопилы подойдет и ручной инструмент, но только тот, зубья которого остро наточены. Если пила будет туповата, тяжко придется и мастеру, и дереву, которого такие манипуляции опасно ранят.

    Чтобы на дереве не образовалось невзначай ненужное дупло, места среза сувеля нужно скорее замазать садовым варом. Вместо вара сгодится и глина, и замазка масляной краской.

    Если найден свиль огромных размеров, стоит серьезно подумать, спиливать ли образование. Если отнять у дерева такой нарост, можно нанести ему сильный урон: рана будет столь серьезной, что дерево рискует погибнуть.

    Начальная обработка вариативна. Можно оставить древесину на воздухе в самых натуральных условиях, но на естественную сушку уйдет год, а то и два. Можно ускорить процесс так: кора снимается с заготовки, оборачивается газетой, помещается в черный пакет из полиэтилена. Бумага не даст материалу поспешить с нагреванием, а пакет создаст парниковый эффект. Если сувель сушится на улице, черный полиэтилен быстро нагреется от солнца, если дома – от батареи. Процесс равномерен, а значит, можно не переживать о растрескивании дерева. Пакет завязывается с оставлением небольшой отдушины. На все уйдет примерно 25 дней.

    Но сбор, сушка – это еще только начало процесса. Далее сувель надо варить.

    Что такое березовый сувель и как его заготавливают?

    Сувель березы – необычное природное образование, которое в народе часто называют березовой костью. Те мастера, что профилируются на обработке дерева, знают цену этому необычному наросту. Работая с сувелем, можно сделать красивейшие изделия с приятными и качественными природными характеристиками.

    Секреты обработки

    Нижеописанный способ варки довольно популярен. Более того, он годится, и чтобы придать древесине желаемый оттенок, и чтобы форсировать сушку, и чтобы сделать выразительнее натуральный рисунок.

    Варка сувели производится по определенной схеме.

    В кастрюлю укладываются только очищенные от коры заготовки. Водой они заливаются так, чтобы жидкость на 3 см покрывала материал. Потом в 1 л воды добавляют 2 столовые ложки соли, емкость ставится на огонь. В раствор вносят опилки: подойдут ольховые или березовые, хвоя тоже сгодится. Они нужны в качестве натурального красителя.

    Как только вода закипела, огонь уменьшают, и варка длится 4 часа. Если приходится обрабатывать очень крупную заготовку – все 6 часов. После чего воду сливают, древесину оставляют подсыхать. На второй и третий день процессы повторяются. Суммарно варка должна занимать не менее 12 часов (до 18) в течение трех суток подряд.

    Почему варить надо именно в солевом растворе – срабатывает простая физика. В дереве есть сок, и его плотность ниже плотности солевого раствора. При варке вода попадает в материал, начинается обезвоживание. Древесный сок вытесняется, впитывается солевой раствор. Так происходит элементарная диффузия жидкости, и нарост высушивается.

    После варки материал надо обернуть газетой и отправить в пакет. На следующий день свиль все еще влажный, может досыхать без каких-либо лишних мер. В крайнем случае подсушить материал можно еще один день в газете.

    Обработка нароста бывает черновой и чистовой. При черновой делается спил в материале такой, какой угоден будущей форме изделия. Если это, например, чаша, внутренняя часть выбирается сверху вниз. Лишняя древесина удаляется движением от стенок к центру с соблюдением угла в 45 градусов. Поможет в этом дрель или стамеска. Истончать стенки особенно не нужно: при высыхании они могут оказаться слишком хрупкими, даже растрескивания не исключены. Когда изделию придана первоначальная форма, его оставляют на пару дней на открытом воздухе не под прямыми солнечными лучами.

    Чистовая отделка – это удаление угловатости форм, максимальное продвижение к конечному виду изделия, раскрытие структуры березовой кости.

    Если в ходе этой работы выявляются недостатки материала, небольшие трещинки, выручит смесь клея и опилок. После этого можно зачищать шероховатости: рашпилем или скребком, проволочная щетка тоже работает. Действовать надо часто и мелко, аккуратно. Отшлифовать изделие можно дрелью, а лучше вручную – шкуркой.

    Останется только очистить от пыли готовое изделие, протонировать, если таков замысел. Древесный нарост иногда обрабатывают лаком, иногда воском, используется и горячая олифа. И этот процесс долгий, трудозатраты существенны. Но ведь и стоят изделия из сувеля немало.

    Что это такое?

    Сувель – это ресурсный для человека нарост, но вот для самой березы он не означает ничего хорошего. Появляется этот нарост из-за болезни дерева (если говорить образно, из-за березового рака). Обычно это комок, скрученный и сплетенный, не имеющий четкой геометрической формы. Другое народное название нароста – свиль. И растет этот свиль в 2, а то и в 3 раза быстрее самого дерева.

    По форме он напоминает или каплю, или шар, или что-то усредненное. Нарост располагается вокруг ветви либо ствола. На березе такие образования встречаются часто, хотя точно сказать, чем они вызваны и почему развиваются, нельзя. Считается, что появляется сувель вследствие атаки дерева грибком. Но и механическую травму березы исключать нельзя.

    А вот древесной костью этот нарост называется потому, что срез сувеля напоминает разводы мрамора, со свойственным материалу сечением и лучами, а тонкие частички сувеля даже можно просмотреть насквозь. Некое сходство со строением костной ткани, действительно, угадывается. Правда, плотности ткани у нароста все же меньше – эта древесина не так прочна, как, например, кап.

    Случается, что сувель разрастается до огромных размеров. Если приехать в Ватикан, можно увидеть там купель, которая сделана из цельного куска срезанного с дерева сувеля. Правда, гигантский размер не равен качеству материала. Обычно, чем меньше березовая кость, тем ярче и насыщеннее внутренний рисунок. Но в любом случае внутренний узор нароста мягкий, без щипчиков и иголочек.

    Внутри сувель напоминает перламутр – оттенком, конечно. Он бывает разным, может быть белее, темнее, насыщеннее или более блеклым. Иногда сувель внутри точно янтарь, бывает более коричневым, розоватым или даже зеленоватым. То, каким будет оттенок нутра нароста, зависит от того, где растет береза, а также от последующей сушки этой части дерева.

    Кстати, сувель можно спровоцировать. Некоторые люди просто перетягивают березовый ствол или конкретную ветку дерева проволокой. На месте перетяжки образуется выпуклость, которая создается годовыми кольцами. Но если бережное отношение к природе в приоритете, делать так не стоит.

    Сувель еще тем выгодное природное образование, что отлично ведет себя при обработке. Нарост отлично поддается шлифовке, прекрасно полируется. Наконец, главной ценностью образования является тот самый перламутровый срез, который напоминает мрамор. Он играет разводами на солнце, очаровывает своей текстурой и даже рождает какой-то внутренний свет. Нельзя точно сказать, глядя на нарост на березе, каков он внутри, но определенные прогнозы сделать можно.

    Чем более коряв и более кручен нарост, тем его внутренний рисунок богаче и интереснее.

    Применение

    Поделки из березовой кости разнообразны – чего только не создаст фантазия автора. Самыми ходовыми считаются украшения: оригинальная бижутерия, которая сегодня, в эпоху экостиля, бохо-направления в дизайне особенно востребована. Такие украшения подойдут тем, кто любит натуральные материалы, природные цвета – бежевый, молочный, зеленый, песочный.

    Делают из березовой кости и очень красивую посуду. Самым популярным наименованием сегодня наверняка можно считать разделочные доски. Но и рукоятки ножей, конечно, конкурируют с досками – и это уже традиция. Материал плотный, простой в обработке, очень красивый, потому рукоятки ножей будут заведомо востребованы. Ножи служат годами, даже десятилетиями. Ремонт на кухне может поменяться, немалая часть посуды тоже, потому ножи нужны добротные и красивые, вне времени и изменчивой моды. И рукоятки из березовой кости как нельзя лучше подходят.

    Фигурки птиц и животных тоже позволяет сделать сувель, ведь древесный узор так здорово визуально повторяет оперенье птиц, кожу змеи или шерстку животных. Изгибы материала сами вдохновляют автора, подсказывают мастеру, что именно ему сделать. Древесный рисунок может быть не самостоятельной поделкой, а частью оформления картины, панно, другого художественного объекта.

    Словом, у того, кто любит возиться с деревом, знает цену деревянному декору, возникнет 100 и 1 идея относительно березового нароста под названием сувель. И можно быть уверенным, что прослужит изделие из березовой кости долгие годы.